Сейчас все — и родители, и дети, и сами учителя — в шоке от того, что приходится заниматься дистанционным обучением, потому что раньше такого не было. Только разве в частных школах, где обучались дети, часто путешествующие с родителями, обучались онлайн.
Всё новое, что происходит с нами в жизни, вызывает у нас стресс. И реагируя на него, мы начинаем очень сильно напрягаться, иногда паниковать, бояться неизвестности и того, с чем не справляемся. Но это внутреннее физиологическое напряжение нам нужно для того, чтобы мы могли мобилизоваться, собрать все свои силы и начать адаптироваться к новой для нас ситуации.
Стресс — это не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся. Если мы начинаем воспринимать ситуацию как: «Я ничего не понимаю, это очень сложно все», тогда мы даже не пытаемся что-то понять. И тогда ребенок, видя нашу беспомощность и такое отношение к ситуации, тоже начинает так реагировать, что он не сможет с этим справиться.
Поэтому, оставайтесь сами взрослыми, а это значит мудрыми, уравновешенными и способными решить любую сложную задачу, чтобы, глядя на вас, ваш ребенок тоже начал спокойно выполнять все, что от него требуется.
У меня старший сын студент, младший сын в 8 классе, а дочка в 1 классе, и все на дистанционном обучении. Поэтому я как мама прекрасно знаю, с какими сложностями сталкиваются родители.
И чтобы этот процесс проходил для вас максимально комфортно и результативно я подготовила некоторые рекомендации:
1. Организуйте рабочее пространство для ребенка. Оно у вас и так было, где он делал уроки. Важно, чтобы там все было только для обучения, для того, чтобы он настраивался на работу. Чтобы ребенку было приятно и удобно сидеть за этим столом.
2. Дети любят ритуалы, повторяющиеся действия, создайте режим дня, чтобы каждый день в одно и то же время они садились за обучение, тогда ребенку легче привыкнуть к этому. И организуйте свое время таким образом, чтобы выполнять все свои дела после уроков ребенка.
3. Можно ребенка приодеть во что-то не домашнее, причесать, сделать прическу девочке, чтобы они чувствовали, что это рабочий момент, и могли легче переключаться.
4. Обязательно делайте перерывы на «перемены» после каждого урока, как в школе, чтобы ребенок отдохнул, подвигался, походил, отвлекся и занялся чем-то другим. Смена видов деятельности помогает долго сохранять работоспособность, внимательность и восприятие информации. Чем младше ребенок, тем чаще отдых.
5. С пониманием отнеситесь к тому, что процесс еще не отлажен, иногда бывает, что невозможно зайти в «Сетевой город» и «Учи ру», не удается подключиться к онлайн трансляции с учителем из-за технических сложностей, или не грузится задание. Эти сложности испытывают многие, потому что серверы не были готовы к таким нагрузкам, поэтому не злитесь и не нервничайте по этому поводу. Просто отложите и попробуйте позже.
6. Не делайте все за ребенка, даже за первоклассника. Они уже умеют сами читать. Дети сейчас лучше родителей разбираются в компьютерах и гаджетах. Покажите ему, как заходить, где и как открывать информацию, объясните, если задание трудное. Приучайте ребенка к самостоятельности, чтобы он делал больше сам, а вы могли только проверить потом правильность выполнения.
7. Если мы не можем изменить ситуацию, мы можем изменить свое отношение к ней. Самое главное это самим оставаться спокойными и помогать вашему ребенку справляться с трудностями без истерик, не превращая этот процесс для вас и ребенка в пытку. Отнеситесь к этому процессу, как к новой увлекательной форме проведения времени.
8. Не заставляйте ребенка учиться подкупом (если сделаешь уроки — куплю тебе мороженое) или шантажом и угрозами (если не выполнишь уроки, накажу). Ребенок не должен учиться ради вознаграждения или от страха. Он учится, потому что это его обязанность, к которой его надо приучить.
9. С ребенком всегда можно договориться. Например, если он хочет отдохнуть чуть дольше, чем вы планировали, тогда вместо того, чтобы заставить тут же сесть за уроки, можно дать ему право выбора: «Сколько тебе нужно еще времени 5 или 10 минут, чтобы продолжить обучение?». Когда ребенок сам решает, он становится ответственным. И вы предлагаете альтернативный выбор, в котором он в любом случае садится за уроки.
10. Не нужно иметь педагогическое образование, чтобы ладить со своими детьми. Научитесь слушать их, помогать, поддерживать и подбадривать, если у них что-то не получается. Вместо того, чтобы ругать, требовать и критиковать. Положительная мотивация похвалой и поддержкой всегда работает лучше, чем давление и заставление. Чем больше вы давите, тем больше он будет сопротивляться.
Дети учатся, глядя на нас, впитывая наши чувства и мысли. Это все временные трудности, и мы как взрослые можем показать своим детям, что любая проблема — это задача, которую можно решить, приложив к этому некоторые усилия.
Будьте терпеливы, и да пребудет с вами сила и родительская мудрость! Успешного вам дистанционного обучения!
Надежда Васильева, практикующий психолог, руководитель Психологического центра Надежды Васильевой. Автор 15 научных публикаций по психологии здоровья, семейной психологии, психотерапии и соавтор монографий по медицинской психологии и психологии спорта. Ведущая индивидуальных и семейных консультаций, авторских тренингов личностного роста и онлайн-курсов «PRO Мечты», «Живу как хочу», «Мужчина и женщина», «Психологический детокс», «Деньги», «Любовь», «Тело».
Источник: Instagram @nadejdapsy_ykt