ГБПОУ РС(Я)
“Якутский коммунально-строительный техникум”
Уголок психолога

Безымянный

Безымянный

педагог-психолог

Психолог — студентам
Телефоны доверия

Ни для кого не секрет, что все мы иногда испытываем душевную боль, тоску, горе, обиду, безысходность. Мы стараемся заглушить негативные эмоции маской благополучия, что все хорошо,  все прекрасно. Однако эти эмоции прорываются  в самый неподходящий момент и ввергают нас в отчаяние, нам кажется, что наша проблема неразрешима. Близких и друзей рядом нет, да и у них свои проблемы или находятся далеко. В такие моменты просто не знаешь куда, к кому обратиться за помощью. Именно в таких случаях Вас может поддержать телефон доверия.

Набрав номер телефона доверия, вы ничего не потеряете, а получите:

— живое общение, которое вам в этот момент необходимо, при этом, вы не видите человека на том конце провода и вас он не видит. Вы можете без опасений высказать все то, что есть у вас на душе и вас никто не осудит, а терпеливо вас выслушает. А это уже много, в наш равнодушный век!

— Вам не надо стыдиться своих слабостей. Ваш звонок абсолютно анонимный. Вы может свободно выражать свои чувства, и никто вас за это не осудит.

— на том конце провода сидит не просто человек, которому вы выливаете все ваши проблемы, а специалист, который сможет вам помочь, даст адреса, номера телефонов, где вам реально помогут, подскажет вам, как взглянуть на вашу ситуацию по-другому. Даже, если вам не дадут однозначного совета, но с помощью человека на том конце провода, вы сможете почувствовать, что это не жизненный тупик, что есть смысл искать и находить выход.

— это всегда быстрая помощь. Телефон доверия – это начало решения вашей проблемы, снятие лишней тревожности, после которого вы сможете без напряжения начать искать путь для выхода из ситуации. Ведь устранять причину ваших проблем все равно придется вам. Но всегда гораздо легче это сделать, зная, что ты не одинок!

Безымянный

Вот телефоны доверия, куда Вы можете обратиться за помощью:

Служба экстренного психологического консультирования (круглосуточно, бесплатно со всех телефонов по республике) — 8-800-100-35-50

Центр социально-психологической помощи молодежи 8 (4112) 32-00-56.

Как узнать свое предназначение в жизни

Каждый из нас родился с определенным предназначением. И когда мы занимаемся своим делом, мы чувствуем себя счастливыми. Мы осознаем, что живем не зря, что мы нужны миру, что есть какой-то смысл в нашей жизни.

В противном случае, когда мы не идем своей дорогой, то мы вечно недовольны, испытываем подсознательную вину, разочарование в себе и в итоге несчастливы.

Порой мы хотим вспомнить свое предназначение, но почему-то забыли его. Почему это происходит?

Причин может быть несколько, но вот самые распространенные, это:

Во-первых: мы не верим в себя. Мы считаем, что это нереально, невозможно. Даже если мы начали идти своим путем и натолкнулись на препятствие, то сразу опускаем руки. И говорим себе, что вот подтверждение того, что это невозможно. А то, что элементарно не хватило терпения и выдержки, мы не обращаем на это внимания.

Во-вторых: идеализация денег, то есть ставим деньги превыше всего. Тем самым мы обманываем себя и уходим от своего предназначения. Надо помнить, что важно заниматься тем, для чего мы родились и при этом зарабатывать деньги, а не наоборот.

В-третьих: отказываемся от своего предназначения ради других. Часто близкие нам люди из лучших побуждений вмешиваются в нашу жизнь, навязывая свои идеалы, и тем самым сбивают нас со своего пути. Здесь нужно взять на себя смелость жить своей жизнью. То есть взять на себя свою ответственность и позволить себе самому принимать судьбоносные решения.

Но как же узнать свое предназначение?

Давайте, проделаем следующие упражнения:

1.Игра воображения

Представьте, что вы в волшебной стране, где возможно все, о чем вы только можете мечтать. Любое ваше намерение воплощается в жизнь. Вы волшебник, способный материализовать ту жизнь, о которой вы мечтаете.

Представили? Замечательно.  Теперь ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Кто я?
  2. Как я живу?
  3. Чем занимаюсь?
  4. Как использую свое богатство?

Эти ответы укажут вам на ваше предназначение в жизни.

2.Воспоминания из детства.

Для того, чтоб узнать свое призвание можно обратиться в собственное детство и вспомнить, кем вы мечтали стать, будучи еще ребенком.  Как правило, в эти годы человек знает о своем главном намерении в этом мире. Просто вспомните о нем. Задайте себе вопросы:

Кем я хотел стать?

О чем я любил  мечтать?

Что для меня было особо привлекательным?

А теперь пришло время для того, чтоб проверить действительно ли вы хотите, чтоб ваша мечта исполнилась. Для этого, представьте, что вы стали тем, кем хотели. Как вы себя чувствуйте? Нравиться ли вам эта роль? Если да, замечательно. Если нет, представьте себя в другой роли.

3.Упражнение «Поиск своей миссии за три дня»

Для выполнения этого упражнения вам потребуется  письменно ответить себе на три вопроса  за три дня. Каждый вопрос вы задаете себе в течение целого дня и любые приходящие варианты сразу же записывайте. Думайте о вопросе, занимаясь любыми делами. И при появлении новых идей, отмечайте их на бумаге.

День 1 – Чем я на самом деле хочу заниматься в жизни? Какая деятельность мне близка? Какие занятия наиболее привлекательны для меня?

День 2 – Какие у меня есть таланты и способности? Что я умею лучше всего?

День 3 – Какую пользу я могу принести людям? Какой мой труд полезен?

После выполнения данного задания, возьмите  ответы на все три вопроса и начните анализировать полученные результаты. На ваше предназначение в жизни укажут точки соприкосновения в определенных ответах.

  1. Если не получаетсяузнать свое предназначение в жизниописанными способами, можно пойти другим путем:

Не обязательно сознательно знать о нем!

Можно использовать свои ощущения в следующей медитации: представляйте регулярно, как будто вы нашли свое предназначение и занимаетесь любимым делом. Вы счастливы.  Вы имеете любимое дело. Вы ощущаете позитивные эмоции… и через какое-то время вы найдете то, чем вы действительно хотите заниматься.

!!!  Если у тебя есть трудности в адаптации к новой учебной деятельности, подготовке к сессии, конфликтные ситуации с сокурсниками или преподавателями, то тебе следует обратиться в кабинет воспитательного отдела, к психологу.

Это единственное место, где тебя не будут ругать, даже если ты завзятый двоечник, где на фразу «у меня проблемы» не ответят «сам виноват», где обязательно выслушают и постараются помочь.

В зависимости от твоего желания ты можешь ограничиться помощью в разрешении конкретной ситуации или попытаться понять истоки своих поступков. 

Если у тебя появились вопросы, которые не дают тебе спать, приходи к психологу, и тебе помогут.

Краткие советы-рекомендации студентам

по организации своей учебно-профессиональной деятельности

Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:

  1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в техникуме – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой. В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.
  2. Слушать (и слышать) другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности.
  3. Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).
  4. Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели неприятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

Правила конспектирования на лекциях:

  • Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.
    • Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).
    •          Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

  • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
  • Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться…). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными… Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).
  • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее – «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо

Советы психолога студентам-первокурсникам 

  1. Улыбайтесь. В начале Вашего появления в новом коллективе о Вас формируется первое впечатление. По результатам многочисленных психологических исследований, первое впечатление формируется быстро: от 10 до 40 секунд, и оказывает сильное влияние на все последующее отношение к Вам. Если первое впечатление благоприятно, то работать в коллективе будет легче. Если Вы напряжены и неприветливы, у коллектива сложится соответствующий образ.
  2. Не ведите себя высокомерно. Смена места, обстановки – это всегда стресс. С первых дней в новом коллективе человек (особенно, если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать — как высокомерие. Поэтому, как бы не было трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактируйте, обращайтесь за помощью и улыбайтесь.
  3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, имейте чувство юмора. Старайтесь не обращать внимания на чью-то колкость, переводите все в шутку, улыбнитесь.
  4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть процесс очень сложный. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем, со своим характером и темпераментом. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости, старайтесь понять окружающих вас людей.
  5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
  6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, не стесняйтесь, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.
  7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «всѐ тайное рано или поздно становится явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке или сложившейся проблеме, чем со страхом ждать, что всѐ раскроется и вас накажут.
  8. Не обсуждайте других. Следите за собой и своими словами. Помните, что неосторожно брошенным словом можно больно ранить.
  9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на отдельные группы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы сможете избежать многих неприятностей, ведь люди в коллективе, их позиции и мнения меняются.

Желаем Удачи!

Советы психолога студентам на период подготовки и сдачи экзаменов 

Экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

  • Первый «секрет» – помни, что чем раньше ты начнешь

подготовку к  экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. д.

  • Второй «секрет» – составь план своих занятий: четко определи,

что  именно будешь изучать каждый день.

  • Третий «секрет» – начни с самого трудного, но если тебе трудно

«раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

  • Четвертый «секрет» – полезно структурировать материал при

помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

  • Пятый «секрет» – разумно чередуй занятия и отдых, питание,

нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

  • Шестой «секрет» – толково используй консультации

преподавателя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

  • Седьмой «секрет» – готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе

картину триумфа.

  • Восьмой «секрет» – оставь один день перед экзаменом на то,

чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

  • Девятый «секрет» – вечером накануне экзамена перестань

готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и «боевого» настроя.

  • Десятый «секрет» – когда на экзамене получишь свой билет,

спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.

Успеха и отличных результатов!

«Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены»

Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться.

Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого!

Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы, всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая общими знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

  • Не забывайте о своем внешнем виде

Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

  • Следите за мимикой

Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю, – все это должно читаться на вашем лице однозначно.

  • Если вы сильно волнуетесь в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в)   если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;

г)  если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений.

  • Как лучше всего запоминать материал

Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если подлежащего заучиванию материала  очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами». 

  • Ищите связи

Любители детективов знают, что опытный сыщик не торопится надевать наручники на рядового члена банды. Куда важнее выявить связи преступника, выйти на главарей. Иными словами, среди второстепенного, нужно выявить самое главное. Поэтому не следует торопиться, во что бы то ни стало запомнить сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рассуждений автора. В материале могут быть следующие связи:

а)  Смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами.

б) Структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

А главное – не паниковать и сосредоточиться.

Дорогой  Студент!

Случалось ли тебе:

  • Замечать за собой некоторую неуверенность в своих действиях?
  • Испытывать беспокойство о том, достаточно ли стильно ты выглядишь?
  • Смущаться при разговоре с малознакомыми или важными для тебя людьми?
  • Ненавидеть свое отражение в зеркале? Ощущать, что ты никому не нужен, никому не интересен?

Пришла пора дать отпор этим бесполезным мыслям и мешающим тебе нормально жить чувствам!

Запомни самое главное правило:

«В ЖИЗНИ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК ТЫ СЕБЯ ВОСПРИНИМАЕШЬ!»

  • Постарайся более позитивно относиться к Жизни;
  • Используй внутренний диалог с собой, состоящий только из

позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайся тут же переключиться на приятное;

  • Относись к людям так, как они того заслуживают. Выискивай в каждом

человеке не недостатки, а достоинства;

  • Относись к себе с уважением. Составь список своих достоинств.

Убеди себя в том, что ты имеешь таковые;

  • Попытайся избавиться от того, что тебе самому не нравится в себе:

Чаще смотри на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе.  Если да, то не откладывай;

  • Начинай принимать решение самостоятельно: помни, что не

существует правильных и неправильных решений. Любые принятые тобой решения ты всегда можешь оправдать и обосновать;

  • Постарайся окружить себя тем, что оказывает на тебя положительное

Влияние: приобретай любимые книги, магнитофонные записи. Имей и люби свои «слабости»;

  • Начинай рисковать: принимай на себя ответственность, пусть доля

риска сначала может быть невелика;

  • Обрети веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помни, что вера в

нечто более значительное, чем ты сам, может помочь тебе в решении трудных вопросов. Если ты не можешь повлиять на ход событий, «отойди в сторону» и просто подожди.

Дорогой Друг!  Только от тебя зависит, как сложится твоя жизнь.

Поэтому, всегда помни слова прекрасной умной женщины Коко Шанель:

 «Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать!»

Уважаемый  первокурсник!

Поздравляем  тебя с началом обучения в нашем техникуме. Надеемся, что ты с пользой  проведешь годы учебы и станешь высококлассным специалистом. Нам приятно поздравить тебя с тем. Что ты вливаешься в коллектив студентов нашего техникума.  Очень бы хотелось,  чтобы ты за годы обучения в техникуме впитал в себя все лучшие качества, присущие  многим поколениям наших выпускников. Твои тревоги и волнения, связанные с поступлением в техникум остались  позади. Впереди студенческая  пора, веселая и разнообразная, наполненная  лекциями, семинарами, зачетами, экзаменами и многими другими событиями трудной ,но прекрасной студенческой жизни.

Помни «Заповеди студента».

  1. Учись распознавать.
  2. Учись запоминать.
  3. Учись понимать.
  4. Начинай изучать текст с пониманием.
  5. Учись применять знания на практике.
  6. Учись переносить знания в новой ситуации.
  7. Учись выражать мысль точно и грамотно.
  8. Если не понял, ответь на вопрос, почему не понял.
  9. Не бойся ошибиться, но на ошибках учись.
  10. Преподаватель – не Бог, с ним можно поспорить.

 

Уважаемые родители! 

Поступив в техникум, студент сталкивается с рядом новых сложных проблем:  адаптация к условиям обучения,  к требованиям учебного процесса,  бытовые  и материальные трудности и прочие.

Родительская вера и психологическая поддержка студента необходима в период адаптации.

При недостатке или отсутствии адекватной поддержки студент испытывает разочарование и склонен  к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:  в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах студента  с целью укрепления его самооценки ; который помогает студенту поверить в себя и свои способности ;  который помогает студенту избежать ошибок ; который поддерживает студента при неудачах.

Для того чтобы показать веру в студента, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  1. Забыть о прошлых неудачах студента.
  2. Помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  3. Позволить своему ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;
  4. Помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

«Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь хорошо.»

«Ты делаешь это очень хорошо. Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.»

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Таким образом, детям  просто необходима ваша поддержка.

Памятка родителям по профилактике аддиктивного поведения подростков
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите от этого получить.
    2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
    3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
    4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
    5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
    6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
    7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
    8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
    9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
    10. Дорожите уважение к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение
своих подросших детей?

1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребенку нужна не только самостоятельность, сколько право на нее.
3. Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте ими ребенка.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».